Группа "Купавка" ДС №455
Ребёнок с ОВЗ В ДОУМодель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг. одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта. Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом. В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими – одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного образования в образовательные организации? Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Работая в детском саду педагогом-психологом, в котором 4 логопедических группы, пришла к выводу, что в связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду МКДОУ д/с № 432 необходимо разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ. Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ: – поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям; – необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы; – недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ); – недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2). Перед собой я поставил цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного: – на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями; – коррекцию его психофизических недостатков; – актуальное включение в окружающую социальную среду; – подготовка к школьному обучению. Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя: – сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ; – повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т.ч. и родителей; – выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ; – разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия; – психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ; – включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка; – информирование родителей о результатах работы с детьми; – оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели; – проектирование последующей работы с детьми. Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации. 1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Работа началась с изучения методической и психолого-педагогической литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора методического материала и разработки тематического плана для практической работы с педагогами, родителями и детьми. 2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА На данном этапе осуществлялась: – мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников; – психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами); – организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения); – выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах; – оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде; – создание эмоционально- благоприятной атмосферы в детском саду, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ. Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3 этапа: – диагностико-прогностический; – коррекционно-формирующий; – оценочно-проективный. Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают: – информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье); – всестороннюю оценку интеллектуального развития; – диагностику развития психических функций; – оценку психомоторного развития; – оценку развития эмоционально-волевой сферы; – оценку поведения и психологических механизмов его регуляции; – оценку характера и особенностей личности в целом; – прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка. В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов. По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется, пополняется в процессе сопровождения и включает: – соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами; – результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк); – индивидуально ориентированная программа сопровождения; – динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. 3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Был организован смотр-конкурс на «Лучший психологический уголок в группе». Особенностью данного мероприятия стало участие в нем самих дошкольников. Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников: Дети: – позитивная адаптация к условиям ДОО; – динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу; – эффективное формирование нарушенных функций; – развитие личности ребенка, развитие навыков общения; – приобретение социального опыта. Педагоги: – развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ; – профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования; – приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей. Родители: – получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; – адекватность установок в отношении перспектив ребенка; – информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках ПМПк ДОО; – приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ; – получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений. Использование в работе модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогу-психологу возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания. 15 сентября 2017 в 19:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.